Регламентация хранения промышленных отходов в Москве

Анализ образования отходов ряда производственных зон г. Москвы дал следующие результаты:

  • 1 класс опасности — 0,06%;
  • 2 класс опасности — 0,33%;
  • 3 класс опасности — 5,8%;
  • 4 класс опасности — 39,82%;
  • 5 класс опасности — 53,99%.

Отходы производства, образующиеся на предприятиях, многообразны по составу, существенно различаются по объемам накопления (от килограммов до тысяч тонн в сутки) и по номенклатуре, из-за изменения технологии основного производства или выпуска новой продукции.

К промышленным отходам относятся продукты, материалы, изделия и вещества, образующиеся в результате производственной деятельности человека, оказывающие негативное влияние на окружающую среду, вторичное использование которых на данном предприятии нерентабельно. Часто большое количество отходов является показателем несовершенства конкретной технологии производства.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным МПР России № 663 от 30.07.2003 г. все промышленные отходы подразделяются на пять классов токсичности:

  • I класс — вещества (отходы) чрезвычайно опасные;
  • II класс — вещества (отходы) высокоопасные;
  • III класс — вещества (отходы) умеренно опасные;
  • IV класс — вещества (отходы) малоопасные;
  • V класс — вещества (отходы) не опасные.

Наиболее опасные промышленные отходы содержат соединения бериллия, кадмия, ванадия, кобальта, никеля, хрома, свинца, ртути, металлоорганические соединения, нефтепродукты, растворители, отработанные катализаторы и т.д.

В каждом городе набор наиболее опасных веществ, поступающих вместе с промышленными отходами во внешнюю среду, определяется доминирующими производствами.

Например, в Москве к наиболее распространенным токсичным элементам относятся ртуть, кадмий, свинец, цинк, медь.

Оценивая номенклатуру промышленных отходов города, можно сделать вывод:

  • 1 класс опасности представлен ртутными лампами, люминесцентными ртутьсодержащими трубками, отработанными в брак, причем их доля в общем объеме образования 1 класса составляет почти 100%; различными гальваническими шламами (никель-, хром-, цинк-, оловосодержащие); отработанными технологическими растворами;
  • 2 класс опасности — аккумуляторами, отработанными с не слитым электролитом, кислотой аккумуляторной серной отработанной, щелочами аккумуляторными отработанными, растворителем отработанным, синтетическими охлаждающими и смазывающими веществами, отработанным бензином, гальваническим шламом;
  • 3 класс опасности — всплывающей пленкой из нефтеуловителей, маслами отработанными (индустриальные, моторные, автомобильные, компрессорные, трансмиссионные, трансформаторные), обтирочным материалом, загрязненным маслами (содержание масел 15% и более), осадком очистных сооружений, угольными фильтрами, отработанными, масляными и воздушными автомобильными фильтрами, аккумуляторами, щелочными отработанными неразобранными со слитым электролитом;
  • 4 класс опасности — камерами пневматическими отработанными, мусором от разборки зданий, обрезью, опилками, стружкой древесины, отработанными тормозными накладками, пылью (древесная, древесного угля, щебеночная, от шлифования черных металлов), шлаком сварочным, отходами полиэтиленовой пленки, ломом и отходами черных и цветных металлов, огарками электродов, покрышками изношенными с тканевым и металлическим кордом, сметом с территории, мусором от бытовых помещений организаций несортированным (исключая крупногабаритный), осадком очистных сооружений (мойка автомобилей) и ливнестоков;
  • 5 класс опасности — абразивными кругами отработанными, ломом отработанных абразивных кругов, боем бетонных изделий, кирпичной кладки, отходами бетона в кусковой форме, отходами натуральной чистой древесины, отходами, содержащими сталь в кусковой форме, отходами бумаги и картона, обрезками хлопчатобумажных и смешанных тканей, мусором от бытовых помещений организаций крупногабаритным, резиновой крошкой и изделиями, потерявшими потребительские свойства, стружкой незагрязнен-ной (стали, алюминия, латуни), ломом черных и цветных металлов, алюминия, медных сплавов, пищевыми отходами.

Таким образом, видовой состав отходов, образующихся в г. Москве, очень разнообразен. Столь богатый ассортимент требует индивидуального подхода к хранению и переработке практически каждого из видов. Так, различного рода шламы, отходы резины, смет с территории, мусор от бытовых помещений должны при хранении помещаться в контейнеры; отработанные масла — в закрытые емкости; отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов, шламы нефти и нефтепродуктов, всплывающая пленка из нефтеуловителей — в цистерны; отходы органических кислот, растворители, содержащие галогены, керосин, шламы, содержащие растворители, — в закрытые емкости с обязательной маркировкой; лом и отходы черных металлов, лом чугунный и стальной, остатки и огарки стальных сварочных электродов хранятся навалом; лом и отходы цветных металлов, лом свинца, меди — в металлических бункерах или контейнерах; пыль от шлифования металлов — в контейнерах с крышкой; ртутьсодержащие отходы, люминесцентные лампы и трубки — в специальных контейнерах с чехлом; текстильные отходы, обрезки и обрывки тканей, ветошь обтирочная, незагрязненная — в полиэтиленовых мешках.

Что же касается переработки, то ртутьсодержащие отходы, в т.ч. люминесцентные лампы, изношенные автопокрышки, отходы и лом электронной и электротехники подвергаются механическим методам переработки; отработанные растворы, электролиты и шламы — физико-химическим методам; загрязненные грунты, золы, шлаки, загрязненные опилки, ветошь, отходы кровельных материалов — термическим методам; осадки очистных сооружений автотранспортных предприятий — микробиологическим. Производственные отходы 1-3 классов опасности необходимо обезвреживать, прежде чем их перерабатывать и использовать. Инертные отходы 4-5 классов опасности, которые невозможно использовать в качестве вторсырья, подлежат захоронению на полигонах.

Поскольку промышленные отходы представляют значительную опасность для окружающей среды, в том числе и для здоровья человека, то их хранение, утилизация и захоронение должны проводиться в строгом соответствии с существующими правилами и стандартами.

Значимым моментом в системе правильного обращения с отходами производства является разумная организация и размещение мест временного их хранения на площадках промпредприятий до последующей передачи специализированным организациям, для обезвреживания, переработки и утилизации. В частности, в городе Москве крупной организацией, занимающейся утилизацией отходов, является МГУП «Промотходы».

Согласно закону г. Москвы «Об отходах производства и потребления в городе Москве», временное хранение отходов до их переработки, обезвреживания, уничтожения, использования или размещения должно осуществляться с учетом классов опасности, физических свойств и агрегатного состояния отходов, в местах, специально оборудованных в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, экологических и иных норм и правил.

Основные требования к размещению и организации площадок временного хранения:

  • исключение превышения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, в части загрязнения поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв прилегающих территорий;
  • содержание загрязняющих веществ, специфических для отходов производства и потребления, складируемых на площадке, в воздухе на уровне до 2 метров не должно превышать 30% от ПДК в воздухе рабочей зоны;
  • хранение должно осуществляться в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-03);
  • площадка должна иметь удобные подъездные пути для грузоподъемных механизмов и транспортных средств. Размеры проходов и проездов определяются габаритами транспортных средств, транспортируемых грузов и погрузочно-разгрузочных механизмов;
  • размещаемые отходы должны складироваться таким образом, чтобы исключалась возможность их падения, опрокидывания, разливания, обеспечивалась доступность и безопасность их погрузки для отправки на специализированные предприятия для обезвреживания, переработки или утилизации;
  • открытые площадки располагаются с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; огораживаются забором или сеткой — «рабица» для предотвращения доступа посторонних лиц; имеют твердое водонепроницаемое покрытие (асфальтовое, бетонное, железобетонное, керамзитобетонное и др.); спланированы так, чтобы участок складирования был защищен от подтопления поверхностными водами. При необходимости (для перехвата дождевых и паводковых вод) по границе площадки проектируется водоотводный лоток, ограждение или обваловка.

В связи со значительной динамикой изменений профиля и характера производственной деятельности многих предприятий трудно отследить объемы образования, накопления, захоронения и переработки отходов на конкретном производственном объекте.

При анализе образования отходов на предприятиях производственных зон г. Москвы выявляется, что лишь небольшая часть производственных объектов имеет природоохранную документацию: лимит на размещение отходов производства — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории, который является неотъемлемой частью «Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (ПНООЛР).

Проект нормативов образования отходов состоит из следующих разделов:

• описание качественной и количественной характеристики отходов производства и потребления;

• анализ образования отходов производства и потребления, их складирования, обработки с целью регенерации и переработки, обезжиривания и обезвреживания перед вывозом с предприятия;

• план мероприятий по переработке отходов для получения полезной продукции;

• определение класса опасности отходов и нормативов их образования;

• предложения по защите окружающей среды от негативного воздействия отходов производства и их потребления, а также по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций;

• мероприятия по сокращению образования объемов отходов с целью соблюдения действующих экологических, санитарно-эпидемиологических и технологических норм и правил при обращении с отходами производства им потребления.

В состав ПНООЛР также входит «Карта-схема промплощадки с нанесением мест временного накопления отходов». На карту в масштабе наносится план территории предприятия с расположением всех мест временного размещения отходов. На схеме показываются открытые и закрытые площадки, места установки контейнеров, рядом выводится экспликация всех участков с указанием видов отходов, содержащихся на данной обозначенной территории. В проекте нормативов прописывается точное количество площадок (открытых и закрытых), их оборудование.

Из-за отсутствия соответствующей документации проследить за образованием отходов, их хранением на промплощадках практически невозможно. Это наносит значительный урон окружающей среде, т.к. имеет место совершенно бесконтрольное обращение с отходами: несанкционированный сброс и захоронение.

Места (площадки) размещения отходов на территории промышленных объектов являются участками с высокой техногенной нагрузкой, поэтому даже при наличии документации необходимо четкое выполнение санитарных и экологических требований: недопущение длительного хранения отходов на территориях предприятий, своевременный вывоз отходов с промплощадок, исключающий захламление почв прилегающих территорий, появление грызунов и насекомых.

Контроль за соблюдением интересов города Москвы в области образования, переработки и размещения отходов предприятий и организаций города в пределах предоставленных полномочий осуществляют Управление по организации обезвреживания и переработки отходов производства и потребления города Москвы; Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (ДПиООС); Объединение административно-технических инспекций города Москвы, ТУ Роспотребнадзора по г. Москве, а также экологическая милиция.

Размещение и организация мест временного накопления отходов на территориях промпредприятий требуют тщательной проработки. Этот вопрос нельзя решить обособленно, т.к. в системе обращения с отходами производства и потребления все взаимосвязано.

Ясно, что необходимо исключить вредное влияние промышленных отходов на окружающую среду и здоровье населения, но эту проблему может решить сокращение объемов образования отходов производства, а не только соблюдение санитарных норм и правил при организации площадок размещения отходов. На данный момент на территориях промзон сокращение количества образующихся отходов наблюдается, в основном, за счет вывода ряда производственных объектов, уменьшения производственных мощностей и лишь от части за счет изменения технологии производства отдельных предприятий. В перспективе стоит ожидать роста объемов промышленных отходов. В этой ситуации самым верным решением является, и будет являться — вторичная переработка.

Анализ природоохранной документации производственных предприятий показал, что на сегодняшний момент в г. Москве лишь 35% промышленных отходов подвергается вторпереработке. Данный процент недостаточен, причинами такого низкого уровня переработки отходов является как недостаточная производственная мощность, так и отсутствие эффективной системы сбора отдельных видов отходов. Крупными организациями по переработке промышленных отходов в городе Москве являются ЗАО «Предприятие «Вторцветмет»; ЗАО «Мосвтормет», ООО «Научно-производственное предприятие «ЭКОТРОМ», ООО «ЭКОРЕЦИКЛ».

Положительным примером использования отходов в качестве вторичного сырья служит изготовление из отходов резины крошки, которая используется в дорожном строительстве, при организации покрытий детских площадок, при производстве кровельных материалов.

Еще одним немаловажным моментом в сфере обращения с промышленными отходами является уве-личение количества отходов, которые используются и обезвреживаются на самом предприятии. На сегодняшний день, если рассмотреть ряд промзон города, лишь около 12% образующихся на территории предприятия отходов используются в производственном цикле самих предприятий.

Литература

  1. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 г. № 169-ФЗ);
  2. Закон г. Москвы «Об отходах производства и потребления в городе Москве» № 68 от 30.11. 2005 г.;
  3. Постановление Правительства Москвы от 12.12.2006 г. «Об утверждении Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках»;
Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный МПР России № 663 от 30.07.2003 г.

Степанова О.Н.

НИПИ Генерального плана города Москвы, Москва, Россия